Имя-титул

 

Имя – один из важнейших символов власти в тюркско-монгольской культуре. Яркий пример тому титул-имя Чингизхана, которое, по мнению Н.Ж. Мынбаева, состоит из двух компонентов: шың — «недосягаемая высота» и қаc «истинный, лютый», т. е. Шың+қас+хан означает: «истинный», «высший», «лютый хан» [2]. С позиции семиотики имя собственное – это знак, который обладает определенным значением [3, с. 115]. Имя «хранит» скрытое содержание дискурсивной информации, является гиперзнаком и может быть интерпретировано как миф.
Согласно А. В. Суперанской [4], в тюрко-монгольской среде по традиции сыновьям давали имена заклятых врагов, дабы сила и величие убитых врагов перешла к нареченному.  По мнению Л.Н. Гумилева, «тюрки не носили одного и того же имени от рождения до смерти, как европейцы. Имя тюрка всегда указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел прозвище, юношей — чин, мужем — титул, а если это был хан, то титул менялся согласно удельно-лестничной системе» [5, с. 90].
Подтверждают это многочисленные памятники письменности, которые, как правило, содержат слова самопрезентации «ер атым…» (мое геройское/мужское имя…). Подобные слова – демонстрация высокого социального статуса мужчины в древнетюркском обществе, защитника семьи, племени, каганата, родины. Почетное звание муж-воин (ер/эр) юноша получал только после обряда инициации: совершения охотничьего или воинского подвига.  Эта традиция проявлена у казахов: например, Сабалак (подростковое имя) – Абулмансур (имя собственное) – Аблай хан (имя-титул). Последнее получено Абулмансуром после официального провозглашения его ханом, который до этого в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. Ярко и специфично имя-знак проявляется у Хаккназар хана, которого в народе именовали Алаша ханом. Исследования известного казахстанского историка И.В. Ерофеевой показывают, что он, вероятно, один из первых казахских ханов, который ввел в моду ношение пестро-полосатых халатов. Подобные халаты шились из шелковой ткани, называемой патшаи (царская ткань), которая была пестрой. «Пёстро-полосатый халат, естественно, изготавливался вручную. Это были единичные экземпляры, доступные только бухарским ханам и их приближённым, чиновникам и иностранным почётным гостям» [6]. Отсюда, своеобразное имя-титул Алаша хан. Историческая роль Хаккназар хана в становлении казахской государственности трудно переоценить, ему принадлежит заслуга в расширении границ Казахского Ханства и объединения разных племен в единый народ. Видимо, поэтому впоследствии термин «алаша» стал употребляться как синоним и боевой уран казахов, а сам Алаша хан считаться мифологизированным первопредком казахов.

.